26.07.2012
Над городом майя Эль-Соц в джунглях Гватемалы археологи обнаружили "пирамиду дьявола", наружные стены которой украшены богато раскрашенными вылепленными масками. Как предполагают исследователи, этот легендарный храм Ночного Солнца, сооруженный 1600 лет назад, олицетворял связь между похороненным под пирамидой властителем и божеством Солнца.
Солнечный бог майя Кинич-Ахау (встречается разное написание: Kinich Ahau или K'inich Ajaw), которому, по всей видимости, и был посвящен храм, — одно из самых древних божеств. Его почитали как властелина солнечного света. Чаще всего Кинич-Ахау изображали молодым, игривым, сильным и страстным. В его честь называли наиболее отличившихся вождей. Характерным для Кинич-Ахау являлся выглядывающий изо рта Т-образной формы клык.
В 2010 году на вершине холма рядом с центром древнего города майя Эль-Соц (El Zotz) группа американских археологов под руководством Стивена Хьюстона (Stephen Houston) из Брауновского университета натолкнулась сначала на кое-какие артефакты и человеческие останки. Ученые предположили, что пирамида могла служить связующим звеном между умершим и похороненным правителем и Солнцем.
Их уверенность в своей правоте обернулась обнаружением 13-метровой Пирамиды Дьявола (Diablo Pyramid). На ее вершине раскопали руины царского дворца и гробницу, возможно принадлежавшую одному из первых правителей, жившему с 350-го по 400 год нашей эры.
По сторонам храма расположены полутораметровые маски из лепнины, олицетворяющие солнечное божество, меняющее в течение дня свои обличья, иначе говоря, демонстрирующее различные фазы прохождения светила по небосводу. По мнению Хьюстона, когда солнечный диск восходит из-за горизонта Карибского моря, то он похож на акулу. В полдень — это древнее косоглазое чудовище, пьющее кровь, а на закате — ягуар, в сумраке наступающей ночи выходящий на охоту в джунглях.
На страницах National Geographic Хьюстон отмечает, что в культуре майя солнце тесно связано с понятием начала, отсюда и гипотеза о том, что останки человека, погребенного в гробнице рядом с храмом, принадлежат первому правителю Эль-Соца.
Пирамида Дьявола - одно из наиболее роскошно декорированных строений древней Америки, сообщается на немецком сайте Grenzwissenschaft. Производимые раскопки позволят ученым по-новому взглянуть на представления майя о небесных божествах, о солнечном светиле и его непосредственной связи с правителями майя и их династиями.
До сих пор археологические экспедиции расчистили только 30 процентов храма. Исходя из предыдущего опыта, специалисты пришли к заключению, что почти двухметровые лепные маски представляют собой отделку основания пирамиды, а наверху располагаются гладкие террасы.
Археолог Дэвид Фрейдель (David Freidel) также уверен в правильности гипотезы своего коллеги Хьюстона, что постройка была посвящена взаимоотношениям солнечного божества и правителей майя. Пирамида Дьявола, по убеждению исследователя, расширит наши представления о раннем периоде религии майя и их ритуальной практике.
По еще одному предположению, также высказанному Хьюстоном, в то время, когда строилась пирамида, жители города Эль-Соц и соседнего города майя Тикаль впервые вступили в контакт с людьми из Теотиуакана, располагавшегося около сегодняшнего Мехико. В этом случае пирамида могла быть сооружена как символ, чтобы подчеркнуть силу и значение власти Эль-Соца. Ведь современным исследователям абсолютно неведомо в каких отношениях состояли Эль-Соц и Тикаль. Были ли они дружественными, союзническими или же, напротив, враждебными. И одни хотели произвести впечатление на других.
Маски вылеплены с поразительным мастерством, отмечает археолог из Калифорнийского университета Карл Таубе (Karl Taube). Они выполнены в трехмерном изображении, а игра света и тени придает им особенную выразительность. Выкрашенные в малиновый цвет, который более всего бросался в глаза на восходе и закате, они становились заметны уже издалека, с дистанции в 25 километров.
Игорь Буккер
http://www.pravda.ru/science/mysterious/past/26-07-2012/1122964-diablo_soledad-0/
Пирамида Солнца раскроет тайны
17.02.2012
Во время раскопок под пирамидой Солнца в Теотиуакане обнаружены два тайника с уникальными артефактами. Эта религиозная столица Мексики достигла своего расцвета за тысячу лет до возвышения империи ацтеков. До сих пор археологические исследования не пролили света, кто, когда и зачем ее построил. Гибель этого загадочного города также окутана тайной.
Древний город Теотиуакан, лежащий в 65 километрах к северу от Мехико, раскинулся на Мексиканском нагорье на высоте около 2285 метров над уровнем моря. Когда-то этот центр религиозной жизни, чье название в переводе означает "место, где боги касаются земли", был крупнейшим в доколумбовой Мезоамерике городом-государством. Крупное поселение на месте Теотиуакана появилось в начале I тысячелетия до нашей эры. В это время в этом районе была повышенная сейсмическая активность, что, вероятно, заставило теотиуаканцев заново восстанавливать свои дома и храмы. Возможно, часть первых жителей города происходила от ольмеков.
Самое грациозное здание в городе — пирамида Солнца, воздвигнутая около 200 года, превосходит своими размерами возведенный в то же время римский Колизей. Пирамида была построена на развалинах еще более древнего сооружения. На шестиметровой глубине под ее основанием находится естественная пещера, шириной сто метров. Она была священным местом еще до того, как над ней воздвигли конструкцию из 2,5 миллионов тонн необожженных кирпичей.
Строители города остаются исторической загадкой. Известно, что ацтеки, давшие ему название Теотиуакан, появились здесь только в XV веке. Основным поделочным камнем в Теотиуакане, судя по археологическим раскопкам, были нефрит, базальт и жадеит. Древние мастера делали глаза для каменных масок из обсидиана или раковин моллюсков. Возможно, именно обсидиан являлся основой богатства города.
Недавно группа археологов под руководством Алехандро Сарабия (Alejandro Sarabia) из Национального института антропологии и истории Мексики расширила проход, который был первоначально вскрыт в 1930-х годах, и вырыла дополнительные туннели по сторонам. В них обнаружили тайники с артефактами.
Как сообщает интернет-издание archaeology.org, один тайник располагался возле центра пирамиды, другой на расстоянии примерно 38 метров от первого. Обнаружены также четыре ритуальных захоронения, в трех из которых находились останки детей. Все могильники появились до постройки пирамиды Солнца.
В тайнике в центре пирамиды хранился диск из пирита и сланца, который венчала фигурка человека, выполненная из обсидиана. Вокруг нее были наконечники стрел, морские раковины и несколько каменных ножей.
В другом тайнике, размером побольше, найдено 11 глиняных горшков, посвященных богу дождя, обсидиановые и каменные ножи, наконечники, кости орла и фрагменты кошачьих и собачьих скелетов. Среди артефактов, вызывающих наибольший интерес, — три фигурки, вырезанные из жада (общее название минералов жадеита и нефрита) и изображающие человеческие существа, а также зеленая маска из жада, похожая на те, которые были найдены в некоторых гробницах особенно богатых правителей майя. Впервые подобная маска обнаружена в обрядовом тайнике, а не в захоронении.
Раскопки также показали, что на этом месте до строительства пирамиды были возведены другие здания. Археологи случайно наткнулись на стены трех разных домов и на еще одну стену, которая, вероятно, окружала площадь или некое культовое пространство.
Руководитель раскопок археолог Сугияма Сабуро (Saburo Sugiyama) из университета штата Аризона (США) и университета префектуры Айти (Япония) ожидает, что в следующем году или через год ниже пирамиды обязательно будут сделаны более интригующие находки. Возможно, именно они и помогут ответить на вопрос, каково было истинное назначение пирамиды.
Следует заметить, что Теотиуакан долгое время являлся крупнейшем городом Мезоамерики. Считается, что в годы его расцвета здесь, на площади в 28 квадратных километров обитало свыше двухсот тысяч жителей. Город имел строгую планировку — его с севера на юг пересекал центральный проспект, проходящий через центральную площадь, где и находится пирамида Солнца, а также еще несколько храмовых и административных зданий. Остальные же улицы отходили от него под углом в девяносто градусов.
Жилища простых теотиуаканцев представляли собой одноэтажные глинобитные дома с плоскими крышами и без окон. Знать жила в многоэтажных особняках, располагавшихся ближе к центральной площади. Улицы Теотиуакана были вымощены камнями вулканического происхождения и, судя по всему, были весьма удобны для прогулок. Специальных магазинов в городе не было — видимо, торговцы продавали товар недалеко от своих жилищ. Возле некоторых зданий обнаружены строения, которые, скорее всего, были мастерскими, где трудились ремесленники.
Итак, этот большой ремесленный, торговый и религиозный центр Мезоамерики существовал примерно 500 лет. В VII веке нашей эры он был внезапно заброшен. Интересно, что более поздние завоеватели Мексиканской равнины, такие как тольтеки, тотонаки и ацтеки, видели лишь руины великолепного Теотиуакана и ничего не знали про его обитателей. Во всяком случае, в их хрониках он фигурирует лишь как город, где когда-то жили боги или как "обитель мертвых". Теотиуаканцы же, в свою очередь, не оставили никаких надписей, которые могли бы хоть что-то рассказать о них потомкам (непонятно даже, была ли у них вообще хоть какая-то письменность).
Причины, по которым Теотиуакан обезлюдел, до сих пор неясны. Ученые обычно выдвигают две версии — народное восстание или иноземное вторжение. Однако против обеих говорит тот факт, что археологам не удается обнаружить следов насилия и разрушений в городе в конце его существования. Создается впечатление, что все теотиуаканцы в какой-то момент просто собрали свои вещи и организованно покинули город. Но куда они ушли? Преемственность их культуры с таковой более поздних цивилизаций не прослеживается.
В последнее время ряд ученых считает, что, возможно, причиной запустения города было изменение климата, который стал более засушливым. Из-за этого началась эрозия почв, и сельское население, снабжавшее горожан продовольствием, частично вымерло, а частично мигрировало в менее засушливые края — возможно, на Юкатан. Оставшись без источника продовольствия, горожане стали потихоньку покидать город. Сначала ушли бедняки, у которых не было продовольственных запасов, а потом — те, кто побогаче. Поскольку организованной миграции, согласно этой версии, не было, то, соответственно, небольшие разрозненные группы теотиуаканцев просто растворились среди других племен, не оказав существенного влияния на их культуру.
Тем не менее, против этой версии говорит то, что такие вещи, как голод и засуха, должны были вызвать постепенный упадок города. А этого не наблюдается — до самого момента запустения города, он функционировал вполне нормально — ремонтировались дороги и храмы, изготавливались в больших объемах сосуды, орудия труда и украшения. Словом, жизнь так и кипела. И вдруг в какой-то момент все это прекращается буквально в течение полутора-двух лет. Очевидно, что запустение, вызванное нехваткой продовольствия, происходило бы куда дольше, на это потребовались бы десятилетия.
Еще одна версия говорит о том, что, возможно, Теотиуакан вымер из-за какой-то болезни. Действительно, эпидемия способна превратить в пустыню даже целую страну за очень короткое время (вспомним эпидемии чумы в средневековой Европе). Однако эту гипотезу до сих пор нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть из-за того, что археологи до сих пор не нашли ни одного захоронения эпохи гибели города.
Итак, как видите, до сих пор Теотиуакан остается весьма загадочным местом. Именно поэтому арехеологические работы там не прекращаются уже несколько десятилетий. И с каждой находкой ученые становятся все ближе и ближе к разгадке тайны таинственного мегаполиса доколумбовой Америки…
http://www.pravda.ru/science/eureka/discoveries/17-02-2012/1108084-pyramid_of_sun-0/