Просматривая материалы, не забывайте, что Вы находитесь на сайте благотворительного фонда, который помогает в лечении онкологически больным детям. Жизнь ребёнка напрямую зависит от небольшого пожертвования. Обращаемся к сострадательным и милосердным людям.
Быть может именно ваш небольшой вклад спасёт чью-то жизнь. Любое пожертвование можно осуществить не отходя от компьютора..
Как помочь
Для родителей
Новости

Шамбала — мифологическая страна, располагающаяся где-то на территории Тибета.

 Судя по древним тибетским картам, которые пытались интерпретировать советские ученые Кузнецов и Гумилев, такая страна действительно существовала. Согласно некой карте от современника Селевкидов, на которой отражена эпоха владычества Сирии, по-персидски Шам - название страны, а "боло" - от "поверхности".

Стало быть, Шамбала переводится как "господство Сирии", что и соответствовало действительности в период III—II в. до н. э. Шамбала — таинственная страна в Тибете или окрестных регионах Впервые упомянута в буддистском документе "Калачакра" (XI век), согласно которому в крайние времена Шамбала станет последнейкрепостью истинной Дхармы в войне с полчищами варваров (млеччха). Царём Шамбалы тогда станет Калка раджа — 10 е воплощение Вишну. Существует также предположение что в Шамбале хранится весь генофонд человечества иная версия гласит, что Шамбала — это состояние души единения человека с Богом. То есть найти Шамбалу означает достичь просветления.

В теософской традиции Шамбала — пространство нахождения великих Учителей, направляющих эволюцию человечества. Она невидима и недоступна для непросветленного человека, поэтому многие и утверждают с пеной у рта, что ее попросту не существует. Шамбала развернуто описана в работах Николая и елены Рерих — учение живая Этика. У российских староверов существует понятие "Беловодье", которое всеми признаками напоминает Шамбалу.

Путешествию в Шамбалу посвящено много тайных  тибетских книг, и почти во всех  этих книгах  утверждается, будто  это королевство следует искать к северу от алмазного Престола, т.е. Бодхгаи, места, где Будда  Шакьямуни достиг прозрения. Другие авторы даже указывали примерное расстояние до столицы Шамбалы  Калапы. Этим воспользовался  учитель XIII Далай Ламы  Агван Доржиев,  какового многие считали русским шпионом в  Лхасе и который пытался доказать,  что на  расстоянии 3000 миль к  северо западу от Бодхгаи находится как  раз  москва  или  Петербург, а семья  Романовых — самые настоящие калки властителиШамбалы. В Китае начала этого века уверяли  в  обратном дескать, российские с  англичанами являются так называемыми "млехами" — варварами, грешниками, слугами зла; собственно с ними с незапамятных времен  в  течение столетий сражаются богатыри Шамбалы. 

Считается, что Шамбала это центр мира в центре её находится источник или своеобразный кристалл или субстанция вкладывающая жизнедеятельность всему сущему на земле.  Названия Шамбалы, а также ее столицы Калапы, впервые были упомянуты в антикварных священных писаниях Индии — в Пуранах и в Махабхарате. На Запад легенду о замаскированном в Гималаях земном Рае в 1627 году принесли два иезуита миссионера, Йоак Каброль и Эстевар Каселла, пытавшиеся распространять учение Христа в бутане.

Тяжело сказать, отправлялись ли на поиски Шамбалы какие нибудь португальские или испанские экспедиции, однако спустя почти двести лет, в 1820 году, появившийся в Тибете географический атлас перенес эту благословенную страну в Европу. 

А автор тибетской "Всемирной географии" утверждал, что открыватель Америки Колумб родился в городе Генуе, что в царстве Шамбала. В комментариях было прибавлено, что Шамбалу также называют Кастилией, а ее столицу Калапу — Мадридом. 

Лев Гумилев предполагал, что Шамбала — это Сирия во времена царствования династии Селевкидов, Александр Чома де Кереши советовал искать ее по течению речки Сырдарьи, а Рерихи, хотя и помнили общеизвестную на русских просторах легенду о Беловодье, верили, что страна блистающая находится в Гималаях. В осмыслении западных людей Шамбала часто связывается с Тибетом, или по крайней мере существует уверенность, будто тибетцы поддерживают с нею тайные и очень тесные отношения. Жители "Страны Снегов" и в самом деле утверждают, что переняли у Шамбалы свою календарную и астрологическую систему, а также сведения по медицине, кое какие тонкости духовной музыки живописи архитектуры. 

Шамбала - не фантасмагория, а тоска тибетцев по истине, как у европейцев их Остров Утопия. Это не Рай, не Земля обетованная однако и сегодня люди молятся о том, чтобы после смерти возродиться в Шамбале. На наших картах не осталось белых пятен, но не факт, что то, что Шамбала не отмечена на них, значит, что ее нет. Но все равновряд ли стоит надеяться, что вам повезет туда добраться с помощью компаса, надлежащей амуниции и надежного проводника знающего Гималаи лучше, чем свои пять пальцев... 

И все таки Шамбала — не вымысел, а реальность, ведь все тибетские ламы в один голос подтвердят, что то, что мы называем "реальностью", считая себя людьми "здравого ума", на самом деле большой вымысел. 

Ансельм Кентерберийский доказывал существование Бога, приводя соображение, что если Его не существует, то мудрено и понятие идея Всевышнего. Как же может не иметься страна, раз есть ее имя и даже имеются книги, в которых описано, как туда дойти. В них не меньше скрупулезных деталей, чем в путеводителях по Индии или Непалу из серии "The Lonely Planet". И во всех сообща утверждается, что Шамбала находится тут и тотчас, на Земле, на одинокой планете людей.

У кого скорлупа иллюзий спадает с очей, тот и видит Шамбалу. Первый тибетский путеводитель по Шамбале написал в XIII веке монах и путешественник Манлунгпа. Однако точкой отсчета он выбрал не Бодхгаю, а свой дом, указывая, что отсюда надлежит двигаться по направлению к Ладакху, потом в страну Хор, затем повернуть в королевство Согпо (Монголию) и что-то около года через два можно без особых забот и печалей дойти до Шамбалы. позднее другие авторы отвергли приземленность описаний Манлунгпы, трактуя странствие в Шамбалу не как внешнее, но как внутреннее путешествие пилигрима.

Самое признанное произведение такого характера под названием "Путь в Шамбалу" (тиб. "Шамбалай Ламйиг") написал в 1775 году III Панчен Лама Тибета Лобсанг Палден Еше. Он родился в 1737 году, в возрасте четырех лет был признан тулку, т.е. переродившимся Панчен Ламой и воплощением Будды Амитабхи. Ребенка поселили в бессменной резиденции панчен лам, в монастыре Ташилунпо, где он всех удивлял своими необычайными способностями вранней наклонностью к мистицизму и хитроумным духовным занятиям влечением к истории поэзии искусству афоризма. Все говорили о юном Панчен Ламе как о выдающейся харизматической личности, а гражданин англии Джордж Богле, первым побывавший в Тибете, оставил в своих дневниках необыкновенно теплый и притягательный портрет этого человека Лобсанг Палден Еше умер в 1780 году от оспы во время своего миссионерского путешествия в Пекин, в котором его сопровождала значительная свита, состоявшая из 500 монахов 100 сановников, 800 слуг, а также нескольких ачарьев докторов философических наук) из Индии. 

Полное наименование трактата III Панчен Ламы звучит так: "История Арьядеши и Путь в Шамбалу, святую землю". Арьядеша — это Индия, какую Лобсанг Палден Еше описал с истинным талантом историка. Зато "Путь в Шамбалу" — творение совсем иного толка Оно составлено как садхана. Садхана — необыкновенная инструкция по тантрической медитации в которой очень точно замечено, как надлежит обращаться со своим плотским, а также тонким телом; которую мантру и сколько раз следует повторять, какую мандалу или божество должно созерцать, как изменить свою суть превращая ее в превосходный облик высочайших сфер. На санскрите "садха" означает "выполнение", "завершение". В тибетском языке садхана называется "сгруб таб" — средство на Пути к совершенству пробуждению просветлению Тот, кто готов отправиться в Шамбалу, в этом тексте назван садхака. По моему, для его характеристики очень подошел бы и придуманный тибетологом Робертом А.Ф. турманом термин "психонавт". Этот автор подчеркивает, что вика Тибета всегда была ориентирована на зондирование бестелесных, органических глубин людской души и его разума, а Запад превыше интересовали материя и расширение вовне начиная с походов крестоносцев с целью поработить другие страны и народы и кончая покорением природы и полетами в космос. Так вот, согласно Р.А.Ф. турману символом, венчающим западную цивилизацию, мог бы быть космонавт, а тибетскую — психонавт, индивидуальность, осмеливающаяся путешествовать в самые отдаленные уголки своей внутренней вселенной 

Во введении "Пути в Шамбалу" подчеркивается, что садхакой движет не любопытство, не жадность, не высокомерие, не авантюризм; что он не преследует никаких других целей, кроме намерения служить всем живым и страдающим существам. Тибетские легенды утверждают, что в конце Калиюги, эпохи упадка и отчаяния в которой мы живем, Шамбала будет на Земле единственным местом, где сохранится религиозное учение, способное спасти все человечество. знаки предсказывающие конец света, когда то предсказанные богами ненаглядного века, Лобсанг Палден Еше описывает следующим образом: "В будущем мышление всех рождающихся на Земле людей станет все более болезненным и искаженным а доктрина сына королевы Майи (Будды Шакьямуни) — все более очерненной, опороченной. Обнаружится все больше людей, предлагающих на разных языках неверные выходы В те времена не будет никаких настоящих духовных или трансцендентальных достижений — сиддхи.

Чувствуя, что у них больше нет духовных сил, люди постоянно будут вести борьбу между собой. Совершенство станет для них недостижимо почему жители Земли будут распространять вокруг себя одно лишь страдание. высший смысл, которого все еще будут жаждать единицы и по которому они будут тосковать, сделается недостижимым Люди будут становиться все грязнее, все более замаранными из за чего от них попрячутся даже духи, не говоря уже о богах!.." С наступлением таких времен отважнейшие из людей и должны отправляться в Шамбалу, чтобы набраться мудрости и передать ее другим. 

Лобсанг Палден Еше подчеркивал, что подобный путник должен будет овладеть искусством созерцания и медитации а глупцам, несмышленышам, "дуралеям с младенческим сознанием, которые забрались на кучу навоза в надежде достать луну", вообще незачем нос из дома высовывать. Тому же, кто готов в Путь, следует дождаться позволения, которое чаще всего дается во сне. Тех, кто не получил такого позволения, подстерегает много опасностей Несчастливых станут преследовать демоны и злые духи, поэтому непослушные путешественники и в самом деле не достигнут цели. 

Путешествовать надлежит в северном направлении которое как в индийской мифологии, так и в буддизме считается священным это связывается с мистическим центром вселенской мандалы. Начинать путь рекомендуется с Бодхгайи, посетив до этого один остров, находящийся к западу от континента. 

Там надлежит медитировать, исполнив множество секретных ритуалов и приношений огню следующее высказывание III Панчен Ламы может показаться лишь игрой буйной фантазии. Зато на самом деле все затруднения, встречающиеся на Пути психонавта, все враги чудовища, ужасы представляют собой всесокрушающие силы, таящиеся в глубинах нашего подсознания; это изъявления незримой, неосознанной энергии, вибрирующей в пространстве вокруг нас. Не познав этих двух миров — внутреннего и наружнего, — мы никогда не достигнем Шамбалы, сверкающей по другую сторону границ будничного, конвенционального осторожного и прагматического мышления. Так, как говорят великие тибетские учителя побуждая своих учеников к религиозным подвигам: вперед В ПАСТЬ К ТИГРУ! Лобсанг Палден Еше подробно описал фантастичерские пейзажи, горы, рощицы, сады, реки пустыни, города, вдохновенно изщбрпзил невиданные растения, рыб, тварей, птиц, людей, жутких и прекрасных существ. 

Так, например, еще в начале путешествия садхака достигнет горы Кокер.

Страннику велено выкопать корни этих растений и совершить некие магические обряды, чтобы одолеть препятствия, насылаемые злыми силами. В другой раз ему предписано исполнить 800 ритуалов подношения огню бросая в пламя листочки лазурного жасмина красные цветки кусумы, а там, обрядившись в белые одежды, в венке из цветущего лотоса, который растет на вершинах ледников, танцевать, испрашивая магические силы у богини Экаджати. 

Отнюдь не всегда садхаке подобает вести себя столь романтически. В горах Гандхары, где обитают хищные крылатые львы, путешественнику придется собрать погубленных ими животных, из мяса приготовить жертвоприношение, а кровью на угольной скале нарисовать беспощадную богиню — демоницу Мандеку, у которой "тело ужасное обвитое сброшенной человеческой кожей; зубы красные, зло оскаленные, когда она ест из черепа, наполненного кровью и сердцами". Рисовать в этом странствии предписывается не раз, что весьма напоминает современные методы психоанализа когда странствующий в глубинах своего подсознания человек борется с встреченными чудовищами изображая и называя по именам их устрашающие воплощения. У реки Сатваланы пилигриму предлагается остановиться на отдых и поднабраться сил, ведь ее бурные воды нелегко одолеть. Вдоль речных берегов растет красный дикий рис, и садхака обязан питаться кашей из этого риса, сдобренной медом, который в изобилии встречается здесь в дуплах деревьев. Заговорив эту пищу с помощью мантры под названием "Драгоценность пространства", путешественник должен угостить обитающих в быстрых водах рыб. А их там кишит видимо невидимо самых различных, со многообразными головами: людей, обезьян, тигров львов, леопардов коров, ворон, попугаев и т.п. Только после этого, как его ублажили, царь Рыб перенесет садхаку на противоположный берег. Затем паломник достигнет снежных гор, где протекает много речушек, впадающих в 80000 озер и в реку чистую — Ситу согласно А. Чома де Кереши, это Сырдарья). На востоке и на западе воды ее собираются в ядовитые озера. Они такие холодные, что в них не могу обитать "ни рыба ни крокодилы, ни птицы, а лишь одни существа из преисподней". река никогда не замерзает, однако если человек кой то частью своего тела прикоснется к воде, то тотчас обратится в янтарь. По брегам высятся горы медного цвета, там тысячи пещер, где живут демоны с медными губами и конскими головами, женщины полубогини из рода асуров, дочери подземных властителей — нагов, чарами и обворожительными песнями которых садхаке никак нельзя соблазниться. 

Путника везде поджидают разнообразные искушения и неприятности. Живущие там существа — хинары — "всегда веселые, преисполненные благодати, завлекательно играющие с объектами влечения. Желая соблазнить садхаку, они станут прибегать к очаровывающим песням и обворожительной музыке Снедаемые желанием напугать его, они будут издавать устрашающие звуки и принимать бесовские обличья. Стремясь окончательно погубить паломника они примутся дуть на него смрадным дымом..." Пилигриму Шамбалы не подобает ни восхищаться, ни соблазняться, ни пугаться, ни отчаиваться, ни поддаваться унынию Ему следует лишь вспомнить наиважнейшую буддистскую максиму — Пустота не может ранить Пустоту — и, созерцая Пустоту, шагать дальше 

Если психонавт доверится своим персональным внутренним возможностям, не поддастся ни убаюкиванию надежд, ни засилью страха если отбросит призрачное, двойственное восприятие себя и других, ему помогут встреченные в Пути дакини, мистические женщины, воплощающие в себе величайшую Истину, исходную суету вызванной и ее нетленное превращение, колоссальную смену форм мироустройства. 

Пилигриму предлагается интересоваться не только иностранными обличиями, но и снами. Например, если он увидит во сне черную кровь, вытекающую из собственных рук и ног, — это близкий знак означающий настоящее духовное очищение. Достигать Шамбалы путник не должен слабым, и поэтому он должен постоянно отдыхать, питаться полезными травами и кореньями, оберегая не только душу, но и тело. Достичь Шамбалы садхака должен не слабым, а наполненным физических и духовных сил, мистической мощи, словно "обретя новое тело сильное и очень легкое". С приближением к Шамбале любые преграды перестанут устрашать бесстрашного странника, а злых духов и джиннов он вмиг укротит силой своей бесконечной, всеохватывающей мудрости. Ощутив в себе эту мощь, странник увидит большие заснеженные горы, напоминающие листочки исполинского белого лотоса. Это и будут стены царства Шамбала. 

По словам Лобсанга Палдена Еше, в городах, простирающихся у основания сих гор, живут люди, которые объединяют в себе оба пола: крепкие органы на их телах располагаются с правой стороны, а дамские — с левой.

Андрогинное существо почти во всех эзотерических теориях символизирует возвращение разделенного, разрушенного двойственного осмысления в извечное совершенное состояние в мир сплоченный и полный. согласно М. Элиаде, "эта ностальгия по изначальной полноте и благодати вдохновляет и освещает все учения и техники стремящиеся к coincidentia oppositorum в одном лице". странствие садхаки продолжается, и, миновав горы, напоминающие исполинский лотос, он спустится в великолепную низину, которая называется "Вечно счастливая". В тот миг на горизонте появится пылающая и лучащаяся столица Шамбалы Калапа. Пред тем как войти в этот город, странник должен остановиться для совершения последних обрядов очищения курить фимиам, разбрасывать цветы, произносить мантры и медитировать. В зависимости от религиозного состояния пилигрима это покаяние может длиться один или семь дней, две недели или даже месяц. Почувствовав, что он совершенно чист и не запятнан, садхака наконец волен вступить в город благодати и свободы. подробно описав весь навороченный и массивный путь, III Панчен река посвятил самой Шамбале и ее подгорице Калапе всего несколько страниц. Шамбала имеет очертания мандалы, ее окружает кольцо гор, лес в три ряда, ровно мала или четки, крепостная стена с восемью воротами, двадцать восемь городов, а в центре — столица Калапа, расположенная в форме квадрата, с закругленным главным зданием, построенным из драгоценных камней. Все вокруг зеленеет и цветет, щебечут птицы, гуляют животные невиданной красы. Люди Калапы подчинили себе все высочайшие силы и разговаривают на языке богов — санскрите. 

Е.М. Бернбаум, посвятивший Шамбале исчерпывающий труд, утверждает, что нарисованное III Панчен Ламой странствие очень напоминает сам процесс рождения, который называется Марга, т.е. Путь, или Путешествие. мотивы пути, странствия, как телесного, так и духовного, можно найти во всех мировых религиях, а их проповедники — Христос, Будда, Магомет — были энергичными путешественниками и нигде подолгу не задерживались. Во все времена во всех странах мира люди, влекомые тоской жаждой Правды, состраданием, надеждой или, наоборот, обреченностью; исполненные любви к Богу или страдающие от Его утраты; воодушевленные верой или смущенные перед вдруг открывшейся бездной которую только верой и можно в одиночку заполнить, — по одному, парами или группами отправлялись в Путешествие. 

Уже в глубокой древности мужчины и женщины, перед тем как стать жрецами, шаманами или воинами Духа, должны были совершить таинственные священные странствия, о которых свидетельствуют описания и песни, сохранившиеся как у обитателей Сибири, так и среди австралийских аборигенов, эскимосов, североамериканских индейцев и мексиканских магов. Странствия пилигримов были популярны в древнем Египте, античной Греции и в Римской империи. Они сделались неотделимой частью религиозной практики в странах Востока: достаточно вспомнить непременное для всякого мусульманина паломничество в Мекку, путешествующих всю жизнь по неприкосновенным пространствам Индии садху, идущих по следам пророка Махавиры джайнов, буддистов Тибета, Кореи, Японии, Китая, посещающих места, которые связаны с Буддой Шакьямуни. 

Христианство также вписало немало страниц в историю паломничеств. Апогеем явился XI век, когда тысячи людей оставляли свои дома и отправлялись в Святую землю, посещая Места Силы, коих когда то касались стопы освободителя. Больные исцелялись, трусы становились рыцарями а погибшие — святыми. Это были отнюдь не легкие странствования. На пути путешественников подстерегали многие опасности как внешние, так и те, что скрыты в глубинах людской души Как говорится в одной старой сказке "страннику в спину дышал черт, а в глаза скалилась Смерть". Зато трудности Пути всегда открывают новые перспективы и новый смысл в жизни, до сих пор неведомую, необъятную свободу. И следует ли прибавлять, что хотя паломники и странствовали (странствуют, будут странствовать) по следам различных богов, избранников или святых, искали (ищут, будут искать) Святой Грааль или сияющую Шамбалу, на самом деле это всегда было (есть, будет) Путешествием к своей сокрытой сути, путем к себе.

Во всех тибетских скриптах утверждается, чисто Шамбала имеет очертания восьмилепесткового лотоса — такой ее изображаютна священных картинах, а также на мандалах. В мистических тантристских трактатах повествуется о том, что энергетический центр — чакра расположенный в районе сердца, также имеет форму восьмилепесткового лотоса. Просто здесь, в сердце, сокрыта наша вещественная суть — природа Будды, наитончайшее, просветленное сознание, ясный свет каковой зрим в момент смерти. "Разве может быть еще более точное указание, где искать Шамбалу?!" — спрашивает Самдонг Ринпоче, добавляя, что для того, кто эту таинственную страну нашел в себе, внешняя Шамбала тоже становится конкретным местом блаженства, присутствующим на Земле здесь и сейчас. 

У русских староверов существует понятие «Беловодье», которое всеми признаками напоминает Шамбалу

Шамбала, как и Атлантида, остается в сознании людей легендарной страной. На ее поиски в Гималаи до сих пор отправляются исследовательские экспедиции. Интересен вопрос: почему так долго и стойко  в нашей памяти сохраняются мифы, передаются из поколения в поколения? Быть  может из-за связи легенды с будущим, с сюжетом о генеральном сражении сил добра и зла, в результате которой якобы наступит золотая эра человечества? Ответы на эти вопросы в разное время искали совершенно разные по национальности и своей культуре люди: буддийские верующие, мистики всевозможных школ и направлений, искатели приключений и авантюристы, нацисты и рериховцы.

 

Интересно, что своя Шамбала была и у русских людей. Это Беловодье - «царство благоденствия и равенства, где люди не болеют, а зерно родится само». Изначально помещали ее на Урале. Затем на Севере, в те места, где позднее вырос Сургут – город, который зачинали четыре человека, а теперь здесь проживают почти 300 тысяч. В конце концов, старообрядцы, отправившиеся в XVIII веке на поиски Беловодья, остались жить на алтайском озере Аккем у подножия Белухи.

 Белый Север

 Белый цвет, символизирующий чистоту,  священен для русских людей, мечтавших о лучшей жизни и устремлявших свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению книгочеев, проповедников и просто мечтателей, благословенная страна, сравнимая разве что с земным раем. Разные ей в фольклоре давались названия: «Страна справедливости и благоденствия», «Страна Запретной», «Страна Белых Вод и Высоких Гор», «Страна Светлых Духов», «Страна Живого Огня». Наиболее известна северорусская легенда о Беловодье.  Согласно «Мазуринскому летописцу», легендарные русские князья Словен и Рус еще задолго до Рюрика «обладали северными землями по всему Поморью: и до реки великой Оби, и до устья Беловодной воды». И эта вода была «бела, как молоко…». В легендах северных народов IX века говорится о священном храме «на горе, окруженном морским рукавом». Возможно, прообразом Беловодья явился храм бога Ямала на полуострове Ямал близ устья Оби. Или остров Буян, находившийся в древности на Восточном море, на месте Восточной Сибири.

 Беловодье  именуют  «прародиной Мудрости, универсального знания и Счастья». Также как и Шамбалу, но многие исследователи неправильно стремятся отождествить их, ведь простое сравнение сюжетных деталей буддийского мифа о чистой земле и христианского мифа старообрядцев о справедливом обществе где-то за Уралом, показывает, что различий больше, чем совпадений. По вере русских, Беловодье - реальное место на земле, где нет гнета бояр, и царит справедливость. Напротив, Шамбала у буддистов – это невидимая земля, ставшая таковой после посвящения в Калачакру. Если Беловодье стремились найти ради спокойной мирской жизни, то Шамбалу искали ради получения знаний и духовного просветления. Немаловажная деталь: миф о Беловодье возник почти на семь столетий позже первых свидетельств о Шамбале.

 Поиски страны счастья

 В XVII веке преобразования  русского митрополита Никона не приняли многие православные и откололись от ортодоксальной церкви. В старообрядческих преданиях, в рукописях говорится о бегстве из Соловецкой обители и прочих мест государства Российского немалого числа раскольников. Даже приводятся конкретные сведения о колонистах, мол, живут они «в глубине окияна-моря, в месте, называемом Беловодием, где и озер много, и семьдесят островов, некоторые из них по 600 верст» и т.д. Правда, после русские странники изменили свои представления о местонахождении Страны Счастья и искали ее и в Китае, и в Монголии и в Тибете, вплоть до некоего «Опоньского государства».

 В 1893 году у старообрядцев появилась легенда о великом князе Владимире Красное Солнышко, снарядившем отца Сергия с посольством  искать Беловодье. На это предприятие якобы ушло 56 лет, но тот привез лишь рассказы о сказочной обители вечной красоты и истины.  И об одной ее особенности: в эту страну не всякий может доехать и проникнуть, а только избранный. Постепенно русские поселенцы продвигались на восток, и не найденная земля блаженного Беловодья смещалась в представлении  людей все дальше в неосвоенные территории. Например, в «Донесении правительству крестьянина Дементия Бобылева», составленному в начале XIX века, говорится о популярном среди старообрядцев древнем поверье: «Тот, кто пойдет по следам завоевателей-татар в Монголию, найдет Землю Белых Вод, предположительно озеро Лобнор – белое озеро, покрытое слоем соли, откуда тропа вела в предгорья Куньлуня».

 По легенде, записанной Н. Рерихом, дорога в Беловодье лежит через Алтай: «Отсюда пойдешь между Иртышем и Аргунью. Коли не затеряешься, то придешь к соляным озерам. И дойдешь ты до гор Богогорши, а от их пойдет еще трудней дорога. Коли осилишь ее, придешь в Кокуши. А затем возьми путь, через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье… В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества».

 Путь в страну Беловодье описан в рукописном «Путешествии инока Марка в Опоньское царство», где он якобы обнаружил 179 православных церквей и среди них 40 русских. Подробный рассказ о путешествии алтайских староверов в Западный Китай на озеро Лобнор и дальше, в высокие нагорья Куньлуня, приводится в романе П.И. Мельникова «В лесах». Первая партия русских в поисках вольной земли отправилась в путь в 1840 году, но самая многочисленная группа в 130 человек пришла на Лобнор в 1860 году, где путники обосновались, построили поселок, начали пахать землю.

 Белодью, русской мечте, возникшей на Алтае в XVII–XVIII веков, отводят район озера Лобнор на юге пустынь Гоби. Примечательно, что это один из самых важных археологических районов земного шара, открытый  лишь в начале XX века  шведским исследователем и географом Свеном Гединым. В Такла-Макане, самой коварной и опасной пустыне мира, он с группой из пяти человек натолкнулся тогда на следы Лоуланя. Песчаная буря обнажила руины города, стоявшего некогда на острове и засыпанного 1500 лет назад дрейфующими песчаными дюнами.  Последующие раскопки подтвердили проживание здесь людей еще десять тысяч лет назад, когда климат был благоприятнее, чем в наши дни. Особенности сухого климата и песок оказались превосходными консервантами. Древние предметы, которые в других местах земного шара разлагаются от времени, здесь остаются целыми. Интересно, что Лоулань, новый претендент на звание Шамбалы, расположен на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, в 520 км юго-восточнее Урумчи.

Выдающийся исследователь Центральной Азии П.М. Пржевальский ревностно искал следы 130 старообрядцев с Алтая в окрестностях Лобнора. Свидетельства о поисках русскими староверами Беловодья зафиксированы также первопроходцами в Центральной Азии П.К. Козловым. Г.Е. Грум-Гржимайло, В. Рокхаллом, Г. Бонвало. Сохранились сведения о путешествии братьев Семена и Хрисанфа Бобровых, группы под руководством Емельяна Зырянова, отряда под водительством некоего Ивана и т.д. Они искали Беловодье, подразумевая под этим мифическую страну, где с древних времен в чистоте, то есть в виде, не затронутом реформами патриарха Никона, сохранилась православная вера. И просто вольное место, где можно жить в достатке, укрыться от религиозных притеснений и стать недосягаемыми для властей. Многие руководители староверческих походов вглубь Китая предварительно выезжали в район Лобнора на разведку. Поэтому отлично знали, что никаких описываемых в легенде о Беловодье старинных православных городов с «церквями, митрополитами и епископами» в китайских землях нет. На что надеялись люди? Что «кинули они в краю далеком, что искали они в краю чужом»?

 Мекка для туристов

 Сегодня потомки старообрядцев, отправившихся в XVIII веке на поиски Беловодья, зовутся «кержаками», «каменщиками», «стариковскими». Они обособленно проживают в больших поселках и очень щепетильно относятся к приему новых членов в свою среду. Например, на Алтае одним из таких поселений является районный центр Усть-Кокс. А Верхнему Уймону,  находящемуся в пятнадцати километрах от Мульты, около 300 лет. Отличительная особенность - чистота в поселке и раскрашенные яркими красками палисадники и фасады домов. Раньше староверы жили в русских избах-пятистенках и носили льняную одежду, украшенную символическими узорами. Сегодня их быт изменился, появилось большое количество кирпичных домов и обычная европейская одежда, но по-прежнему приезжие отмечают изобилие молока и меда в селениях староверов, колоритные колодцы-журавли и ухоженные сады.

Сложившаяся на Алтае в XVIII веке община староверов жила по своим правилам и порядкам, по своим неписаным, но строго соблюдавшимся законам. Им запрещалось пить алкоголь, курить табак. Воровство и ложь считалось самыми страшными грехами. За тяжелые проступки изгоняли из общины. Семьи у староверов были большие, до 15–20 человек. Это были очень трудолюбивые и чистоплотные люди, привыкшие много и честно работать с детских лет.  Сегодня Алтай с его староверами, знаменитым снежным массивом Белухой - высочайшей вершиной Алтая и Сибири (4506 метров) является своеобразной Меккой для туристов. Именно у подножия Белухи, в живописной Уймонской долине, Н. Рерих добивался получить концессию на разработку месторождений. Его «Великий план» по созданию монголо-сибирского буддистского государства предусматривал строительство здесь будущей столицы под названием Звенигород. Но его планы не сбылись. А распространенные им легенды о Беловодье и Шамбале причудливо перемешались в сознании людей и стали ошибочно связываться с горой Белуха. Наибольший приток паломников приходится на август, когда, по убеждению последователей Рериха, гора Белуха «открывается» для связи с Космосом.  Туристский маршрут так и называется «Беловодье», от молочно-белой реки Катуни, которая берет свое начало у подножия Белухи к озеру Аккем (в переводе с алтайского – «Белая река»).

 

http://planeta.moy.su/blog/shambala_zagadka_vekov/2011-04-10-1629