Просматривая материалы, не забывайте, что Вы находитесь на сайте благотворительного фонда, который помогает в лечении онкологически больным детям. Жизнь ребёнка напрямую зависит от небольшого пожертвования. Обращаемся к сострадательным и милосердным людям.
Быть может именно ваш небольшой вклад спасёт чью-то жизнь. Любое пожертвование можно осуществить не отходя от компьютора..
Как помочь
Для родителей
Новости

На пути к «Беловежью»: «парад суверенитетов» и ложь Ельцина. ВИДЕО

На пути к «Беловежью»: «парад суверенитетов» и ложь Ельцина

8 декабря 1991 г

Подписание Соглашения о ликвидации СССР и создании Содружества Независимых Государств, правительственная резиденция Вискули, 1991 год © РИА Новости, Ю. Иванов

ода в Белоруссии, в резиденции советских руководителей в селе Вискули близ Беловежской пущи, лидеры трех на тот момент еще советских республик - РСФСР, Украины и Белоруссии (Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич соответственно) подписали акт, который объявлял о прекращении существования СССР как субъекта международного права и декларировал образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Было заявлено о прекращении действия Союзного договора 1922 года и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. В историю этот акт вошел как Беловежское соглашение.

 

Леонид Кравчук - кто развалил СССР

Конечно, произошло это совсем не «вдруг»: формальное начало фактическому распаду Союза положила принятая 16 ноября 1988 года Верховным Советом Эстонской ССР Декларация о суверенитете. Декларацию, кстати, принял еще коммунистический состав эстонского ВС. 18 апреля 1989 года аналогичную декларацию принял и Верховный Совет Литовской ССР, также составленный из коммунистов. 28 июля 1989 года аналогичную процедуру проделали и коммунисты из Верховного Совета Латвийской ССР. Если уж за суверенитет своих республик так голосовали коммунисты, то, спрашивается, чего же было ждать от антикоммунистов? Будущее очень скоро дало ответ на этот вопрос.

Демонстрация жителей Таллина в дни работы внеочередной VIII сессии Верховного Совета ЭССР, 1988 год © РИА Новости

7 декабря 1990 года ЦК КПСС объявил о «плюрализме» и отказе от полной монополии на власть, после чего право участвовать в выборах в Верховные Советы республик, которые должны были проходить в течение 1990 года, получили и некоммунистические силы, в частности, «демократы» и националисты.

Впрочем, в Грузинской ССР, где после апрельских событий 1989 года национализм цвел особенно пышным цветом, еще укомплектованный коммунистами Верховный Совет 26 мая 1990 года не только провозгласил суверенитет республики, но и осудил «акт оккупации Грузинской Демократической Республики в 1921 году со стороны Красной Армии».

Демонстрация в Тбилиси, 1990 год, Грузинская ССР © РИА Новости, Цагарели

А незадолго до этого, в марте, на выборах в ВС Литовской ССР полную победу одержало откровенно националистическое движение «Саюдис». И уже 11 марта литовским Верховным Советом была принята Декларации о восстановлении независимости Литвы, подразумевающая ее выход из состава СССР. На территории республики было прекращено действие Конституции СССР и возобновлено действие литовской Конституции 1938 года. Таким образом, Литва стала первой из союзных республик, объявившей независимость, и одной из двух, которые сделали это до так называемого путча в августе 1991 года (подробнее о событиях августа 1991 года читайте в нашем фронт-проекте). Второй стала Грузия. Независимость Литвы тогда не была признана ни центральным правительством СССР, ни зарубежными странами, кроме Исландии. В ответ на литовскую Декларацию о восстановлении независимости советским правительством в середине 1990 года была предпринята «экономическая блокада» Литвы, но осуществлялась она достаточно формально.

Митинг общественно-политической организации Литвы «Саюдис», 1990 год © РИА Новости, Борис Барабанов

К тому же произошли изменения в самой крупной советской республике - РСФСР. Значительную часть депутатских мандатов там получили «демократы», Борис Ельцин был выбран председателем Верховного Совета РСФСР. А 12 июня 1990 года «демократы» и российские коммунисты проголосовали на Съезде народных депутатов РСФСР за принятие Декларации о суверенитете России. Правда, пока в рамках Советского Союза. Но главное было сделано - провозглашен примат российского законодательства над союзным. Россия же фактически отменила и без того весьма условную блокаду Литвы. Между тем, и Латвия с Эстонией, власть в Верховных Советах которых также уже получили националисты, провозгласили присоединение прибалтийских республик к СССР в 1940 году актом «оккупации» и декларировали «восстановление государственности». Но прямо объявлять о независимости и выходе Латвии и Эстонии из состава СССР они до поры до времени побаивались.

 

Митинг в поддержку независимости Латвийской Республики, 1990 год © РИА Новости, Александр Макаров

Голосование российского Съезда народных депутатов положило начало известному «параду суверенитетов», прокатившемуся и по всем остальным союзным республикам, и по автономным ССР внутри самой России. Стоит уточнить, что почти во всех союзных республиках большинство мандатов в Верховных Советах принадлежало коммунистам, председателями Верховных Советов стали первые секретари ЦК республиканских компартий (исключение составляли, например, Снегур, который был «просто членом» ЦК Компартии Молдовы, и Кравчук - секретарь по идеологии ЦК Компартии Украины). При этом некоторые из них стали объявлять себя и республиканскими президентами. И с Горбачевым и союзным правительством они с лета-осени 1990 года стали говорить совсем иным тоном, нежели еще год назад, упирая на свой республиканский «суверенитет», подтвержденный «волей народа».

Леонид Кравчук после референдума на Украине, 1991 год © РИА Новости, Игорь Костин

Под «народом» обычно понималась титульная национальность, прочие же советские граждане в еще советских республиках вдруг превращались в дискриминируемое национальное меньшинство. Что, впрочем, игнорировали и союзное руководство, и демократические «правозащитники». И тех, и других больше интересовала разгорающаяся с каждым днем «война законов» между союзным центром и «суверенными» республиками, в которой особенно активно наряду с Прибалтикой и Грузией проявляло себя и руководство «суверенной» РСФСР.

Центр настоял на проведении 17 марта 1991 года всесоюзного референдума о сохранении Союза. Из 185,6 миллиона граждан СССР с правом голоса в нем участвовало 148,5 миллиона (80%). Из них 112 миллионов (76%) проголосовали за сохранение Союза ССР. Впрочем, ВС Украины, к примеру, добавил к общесоюзному и местный референдум о примате республиканского законодательства над союзным, а российский Съезд – о всенародном избрании президента РСФСР. За эти вопросы, согласно официальным данным, также проголосовало подавляющее большинство украинцев и россиян соответственно.

Еще шесть республик, то есть Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Молдова и Армения, вообще отказались от проведения референдума на их территории. Литва, как уже было сказано, считала себя не входящей в СССР, а в апреле 1990-го свою независимость провозгласила Грузия, которой уже руководили националисты во главе со Звиадом Гамсахурдия. Остальные четыре из вышеупомянутых республик пока прямо не объявили о выходе из СССР, но заявили, что не будут участвовать в создании нового союзного государства, процесс создания которого попытался инициировать президент СССР Михаил Горбачев. В прибалтийских республиках в марте были проведены опросы, а в Грузии – референдум, в ходе которых, по официальным данным, до 90% принявших в них участие (получается, что и «русскоязычные» тоже), высказались за независимость этих республик. В Молдавии такой референдум местные националисты и действующая с ними солидарно республиканская компартия проводить не стали: они ставили своей целью присоединение республики к Румынии, а за это, по всем социологическим данным, готовы были проголосовать не более 17% собственно молдавского населения (не говоря уже о Гагаузии и Приднестровье, где эта идея, по понятным причинам, пользовалась еще меньшей популярностью). В Армении же референдум о независимости решились провести только в сентябре, после провала ГКЧП.

Собственно, именно крах ГКЧП и вызвал последующую лавину провозглашений республиками независимости (уже не «суверенитета»!).

Еще 20 августа 1991 года о своей независимости объявила Эстония, на другой день – Латвия. 24 августа Акт провозглашения независимости приняла Украина. 27 августа аналогичный шаг сделала Молдавия. 30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял Декларацию «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики», а 18 октября был принят Конституционный акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики». Что любопытно, референдум о государственной независимости в Азербайджане провели только 29 декабря 1991 года, причем «за» проголосовало свыше 99%, хотя еще в марте за сохранение Союза высказались около 80% жителей республики.

Всесоюзный референдум, Казахстан, 1991 год © РИА Новости, Юрий Куйдин

31 августа независимость провозгласили Киргизия и Узбекистан. Там утруждать себя проведением референдума вообще не стали.

9 сентября о своей независимости объявил Таджикистан, 23 сентября – Армения, 27 октября – Туркмения. А 1 декабря на Украине прошел референдум, где единственный вынесенный вопрос звучал так: «Подтверждаете ли вы Акт провозглашения независимости Украины?» (документ, принятый, повторяем, в августе. – Прим. ред.). По официальным данным, положительно на этот вопрос ответили около 90% принявших участие в референдуме. О выходе Украины из состава СССР речи не шло, что однако не помешало президенту РСФСР Ельцину заявить, что он-де «без Украины Союза не видит». На тот момент из 15 некогда союзных республик о своей независимости не заявили лишь Белоруссия, Россия и Казахстан (последний примет Декларацию Независимости только 16 декабря).

Тем не менее, на протяжении всех осенних месяцев Михаил Горбачев пытался реанимировать т. н. новоогаревский процесс переговоров о создании Союзного государства хотя бы на конфедеративной основе. Было даже придумано название для этого образования – Союз Суверенных Государств (ССГ).

14 ноября после очередного раунда межреспубликанских переговоров Горбачев объявил о достигнутой якобы договоренности создать единое «конфедеративное демократическое государство». Стоявший рядом с ним Ельцин тогда же торжественно объявил: «Договорились, Союз будет!». Ну а дальше, как обычно и бывало в политической практике Бориса Ельцина, все вышло с точностью до наоборот.


http://www.km.ru/front-projects/belovezhskoe-soglashenie/na-puti-k-belovezhyu-parad-suverenitetov-i-lozh-eltsina