Просматривая материалы, не забывайте, что Вы находитесь на сайте благотворительного фонда, который помогает в лечении онкологически больным детям. Жизнь ребёнка напрямую зависит от небольшого пожертвования. Обращаемся к сострадательным и милосердным людям.
Быть может именно ваш небольшой вклад спасёт чью-то жизнь. Любое пожертвование можно осуществить не отходя от компьютора..
Как помочь
Для родителей
Новости

Как выглядел Крещатик до Второй мировой и во время.. ВИДЕО

Как выглядел Крещатик до Второй мировой: улица-красавица осталась только на архивных фото

7 Мая 2017,

Отступающие советские войска заминировали всю улицу, и с приходом немцев подпольщики начали взрывать здания

 
Центр Киева до Второй мировой войны
Центр Киева до Второй мировой войны

Первый салют прогремел на уничтоженном Крещатике 9 мая 1945 года и, как вспоминают старожилы, был неимоверно красив. "Вечером люди собрались на месте теперешнего здания Главпочтамта, точнее, на руинах взорванных зданий, и над их головами гремели залпы. Они были очень яркими, и мне кажется, что красивее салюта в городе больше никогда не было! Совершенно незнакомые люди обнимали друг друга и плакали от радости. Они сумели выжить в той страшной войне. Им предстояло отстраивать Крещатик заново", — вспоминает киевлянин Евгений Роик.

В Музее истории Киева мы нашли архивные фото, чтобы показать, какой красивой была главная улица города до войны. В 1923 году ее переименовали в честь революционера и дипломата Вацлава Воровского (его застрелили в швейцарской Лозанне), в 1937 году Крещатику вернули старое название. Но во время оккупации немцы переименовали Крещатик в Айхгорнштрассе (в честь фельдмаршала Айхгорна).

Кто похоронил тысячи киевлян под Крещатиком

Вот кто взрывал в Киев в 1941 году

Отступающие советские войска заминировали всю улицу, и с приходом немцев подпольщики начали взрывать здания. Первым взорвался "Детский мир" на углу Крещатика и Прорезной, а затем и все остальные здания. Взрывы и огненный смерч были настолько мощными, что центр города выгорел полностью.

Например, на месте нынешней мэрии (Крещатик, 36) находился первый киевский кинотеатр Шанцера, он поражал горожан своей красотой, был рассчитан на 1100 мест. На месте станции метро "Крещатик" сгорел недостроенный дом, а на углу с ул. Лютеранской выгорел универмаг, бывший магазин торговца Людмера, красивейшее четырехэтажное здание. В руины превратились "Гранд Отель" и старый почтамт, теперь на их месте здание Главпочтамта.

До взрывов на Крещатике и прилегающих улицах было пять отелей, пять театров, цирк, радиотеатр, ломбард, почтамт, пять учебных заведений, 19 учреждений, 8 торговых заведений и большое количество жилых домов. Все это превратилось в руины... Из 324 уничтоженных домов только 56 подлежали восстановлению. Например, здание ЦУМа. Уцелели только дома №5, 24, 53. На фасаде здания Киевглавархитектуры (Крещатик, 32) до сих пор можно увидеть следы страшного пожарища.

22_1___02

Радиотеатр, телецентр и популярное кафе Семадени. Сейчас на месте этих удивительных домов, которые были взорваны, Майдан Незалежности со стелой и фонтанами

42_1__

Крещатик 30-х годов. Очертания прежние — слева угол ул. Карла Маркса (теперь Городецкого)

.._1__

Такой была улица Карла Маркса. Вдалеке здание киевского цирка "Гиппо-палас", теперь на его месте кинотеатр "Украина"

45_1_1___03

Крещатик с видом на ЦУМ. Эти дома с левой стороны чудом уцелели, за универмагом после войны возведут новый горсовет

20_1__

Угол Крещатика и Трехсвятительской. В здании был магазин ювелира Маршака, теперь тут здание агентства УНИАН

_1___01

Городская дума, с трамвайными рельсами. За сожжение этого здания подпольщиками немцы расстреляли 300 киевлян

luter-13_1__

Угол Крещатика и Лютеранской. Магазин Людмера, как и всю часть улицы, где сейчас метро "Крещатик", не пощадил огонь

._1__

Угол Крещатика и Прорезной. Был взорван "Детский мир", и практически половина улицы Прорезной превратилась в руины

http://kiev.segodnya.ua/kpeople/kak-vyglyadel-kreshchatik-do-vtoroy-mirovoy-ulica-krasavica-ostalas-tolko-na-arhivnyh-foto-1018277.html

 

Взорвав крещатик осенью 1941-го, советские диверсанты спровоцировали жесточайшую расправу гитлеровцев над киевлянами

Юрий КРАСНОЩЕК специально для «ФАКТОВ»

25.12.2002

Размер текста: Абв  Абв  Абв  

 

В ответ на эту террористическую акцию под названием «Огненный смерч» оккупанты расстреляли в столице Украины свыше ста тысяч заложников, утверждает автор книги-расследования

Документальный детектив «Дьявольская игра: досье важного, но нежелательного свидетеля» должен появиться на прилавках книжных магазинов уже в ближайшее время. Автор издания раскрывает многие тайны трудной истории Украины XX столетия. Одной из таких загадок века является уничтожение в 1941-м культурного и исторического центра Киева: Крещатика, Успенского собора Печерской лавры и других ценных памятников градостроительства. Долгое время советских людей убеждали, будто это дело рук фашистов. Но упорно ходили слухи, что историческую часть города взорвали и сожгли… советские диверсанты. В новой книге приведены воспоминания ее автора -- очевидца тех событий, много лет посвятившего расследованию: так кто же учинил теракт?

После взрыва немцы сразу схватили всех, кто оказался возле руин

… Стоял теплый осенний день: 24 сентября 1941 года. На Крещатик с опаской сходились киевляне, настороженно посматривая на немецких солдат, что лишь пять дней назад вошли в столицу Украины. Да и сами оккупанты, проезжая по улице на автомашинах, мотоциклах и велосипедах, с подозрительностью присматривались к жителям города, который они так долго штурмовали. Впрочем, многие немцы уже не боялись прогуливаться пешком, с интересом разглядывая красивую архитектуру древней столицы Киевской Руси, а кое-где вокруг солдат вермахта собирались группки мирных жителей и завязывался осторожный разговор с помощью жестов, смеси украинских, русских и немецких слов…

В начале четвертого я вышел на угол Крещатика и улицы Ленина. В квартале отсюда, возле красивого пятиэтажного магазина «Детский мир», построенного в готическом стиле с башенками, столпились киевляне. В этом здании теперь располагалась немецкая комендатура, и люди принесли сдавать, по приказу коменданта, охотничьи ружья и радиоприемники, кто-то хотел получить разрешение на выезд из города.

Неожиданно здание вздрогнуло от мощного взрыва. За первым прогрохотал второй. Дом раскололся, из подвала вырвалось пламя, а взрывная волна разбросала по тротуару убитых, раненых, контуженых немцев и киевлян. Меня, находившегося в ста метрах от комендатуры, оторвало от мостовой и швырнуло наземь. Из окон домов на головы людей полетели стекла. В соседнем квартале грохнулись каменные глыбы от «Детского мира» и похоронили под собой горожан вместе с вражескими солдатами (останки погибших откопают лишь при восстановлении Киева в 1943--44 годах). Толпы людей ринулись прочь от места взрыва, им навстречу побежали любопытные -- посмотреть. Крещатик и прилегающие к нему улицы наполнились дымом и пылью, под ногами хрустело битое стекло.

На какой-то миг немцы растерялись, затем начали окружать пылающие руины цепью солдат. Хватали всех, кто оказался в тот момент возле «Детского мира», и заталкивали в расположенные неподалеку кинотеатры «Комсомолец Украины» и «Спартак».

В тот же день по городу пронесся слух: весь Крещатик заминирован! Немцы, уже обжившие этот район, в панике стали покидать гостиницы и дома. На улицах появились передвижные радиоустановки, призывавшие и горожан уйти из центра города. Люди хватали детей, кое-какие вещи и оставляли свои квартиры, уходили на окраины или размещались в скверах. В опустевших домах и учреждениях начались пожары. С 24 по 28 сентября центр Киева -- от Первомайского сада до Бессарабки и от печерских Липок до Софийского собора -- взрывался и горел. Погибло множество архитектурных шедевров древнего Киева. Тысячи киевлян лишились жилья, сотни сгоревших и раздавленных людей остались под руинами.

«Взрывы раздавались через определенные промежутки времени в разных частях Крещатика, и в этой системе ничего нельзя было понять, -- писал позже свидетель трагедии Анатолий Кузнецов, автор книги «Бабий Яр», оплеванный советской властью и выдворенный ею за границу. -- Они продолжались всю ночь, распространяясь на прилегающие улицы. Взлетел на воздух цирк, и его искореженный купол перекинуло взрывной волной через улицу. Над чудовищным костром, каким стал центр Киева, образовались сильные воздушные потоки, в которых, как в трубе, неслись горящие щепки, бумаги, головни, посыпая то Бессарабку, то Печерск. После нескольких дней борьбы с огнем немцы прекратили сопротивление, вышли из этого пекла, в котором, кажется, уже не оставалось ничего живого, и только наблюдали пожар издали. Крещатик продолжал гореть в полном безлюдье, только время от времени в каком-нибудь доме с грохотом рушилось перекрытие или падала стена. Город насквозь пропитался гарью, по ночам он был залит красным заревом, и оно, как потом говорили, было видно за сотни километров… »

«Все общественные здания и площади города заминированы»

Из донесения начальника полиции Киева от 28 сентября 1941 года в Берлин: «Наши войска, вошедшие в город, нашли бывший царский дворец полностью разрушенным. 20 сентября была взорвана крепость. 24 сентября прозвучали мощные взрывы в расположении комендатуры, возникший пожар погасить не удалось. Взрывы продолжаются. Горит центр города. Разрушены очень ценные здания. Возникают новые пожары. Борьба с огнем практически не дала результатов. Нами произведены направленные взрывы, чтобы не допустить распространения огня. До настоящего времени обнаружено 670 мин, заложенных согласно найденному плану минирования. Все общественные здания и площади города заминированы. В доме, предназначенном для использования под нашу канцелярию (бывший Октябрьский дворец. -- Авт. ), обнаружены 60 бутылок с «коктейлем Молотова», в Музее Ленина -- 3500 килограммов динамита, который предполагалось взорвать сигналом по радио. Доказано, что ведущая роль в этом принадлежит евреям. Начальник гарнизона требует провести публичную казнь 20 евреев».

Согласно донесению, отправленному спустя несколько дней, 29 и 30 сентября в Киеве «ликвидировано» 33 770 евреев. После этого почти каждый день вывешивались объявления коменданта города, сообщавшие о казнях «комиссаров и националистов». Вот текст одного из таких объявлений от 2 ноября 1941 года: «Сегодня 300 жителей Киева расстреляно. За каждый новый случай поджога или саботажа будет расстреливаться значительно большее число жителей Киева. Комендант города генерал-майор Эбергард».

Вряд ли подлежит сомнению то, что теракты в Киеве лишь подтолкнули нацистов к началу массового уничтожения мирных граждан в городе. Ведь чуть раньше именно так отреагировал Гитлер на развернутую против его армии партизанскую борьбу. Из протокола встречи фюрера с руководителями рейха 16 июля 1941 года: «Русские отдали приказ вести партизанскую войну по нашу сторону фронта. Эта война выгодна нам, поскольку позволяет уничтожать всех, кто противостоит новому порядку».

Знал ли Сталин о том, какая участь ждет жителей Киева за организованные советскими диверсионными группами взрывы и поджоги в городе? Конечно, знал. Это был дьявольский расчет: спровоцировав гитлеровцев на расправу над мирными жителями, не допустить роста национального антибольшевистского движения на Украине.

Советская пропаганда твердила: за взрывами и пожарами в центре Киева стоял Гитлер. Гитлеровская утверждала, что это сделал Сталин. Одним из первых намек на истину дал -- уже после войны -- маршал инженерных войск В. К. Харченко в своей книге с куцым и странным названием: «… специального назначения». Он ни единым словом не обмолвился о применении радиомин (именно их находили немцы в подвалах киевских домов) в столице Украины. Зато приводит пример, как на Северном фронте, в городе Струги Красные, в занятых гитлеровцами жилых домах подорвали радиомину большой мощности. Взрыв был произведен сигналом, посланным в эфир за 150 километров от цели. Харченко не сообщил, сколько тогда погибло фашистов и сколько мирных жителей. (Люди же говорили, что советских граждан под руинами осталось значительно больше, нежели оккупантов. ) Рассказал маршал также о взрывах в Харькове, когда была уничтожена вся его центральная часть.

На Юго-Западном фронте (сюда входил и Киевский укрепрайон) действовали, по словам маршала, более 80 саперов-минеров «особого назначения», которыми командовал полковник Старинов. Из них пятьдесят работали в Киеве, им помогали минеры располагавшейся здесь 18-й дивизии НКВД. Что делали в городе полсотни диверсантов? Основываясь на документах и свидетельствах, не возникает сомнений: они минировали Успенский и Софийский соборы, Крещатик, Музей Ленина, Оперный театр, цирк, кинотеатры, почтамт, вокзал, все мосты, водоканал, электростанции, вовсе не думая о жителях, которым после диверсий предстояло жить в городе без воды, тепла, света… Многие объекты были взорваны при отступлении Красной Армии. А центр Киева, нашпигованный радиоминами, оставили целым на потом, до того дня, который стал для горожан поистине судным.

Поверх «чудо-мин» диверсанты устанавливали по два заряда, которые невозможно было обезвредить

Как выглядели мины, подобные которым разнесли центральную часть Киева и Харькова, рассказал в 1975 году… журнал «Техника -- молодежи». Радиоуправляемый взрыватель для этих зарядов изобрели инженер В. Бекаури и профессор Ленинградского политехнического института В. Мицкевич, от первых букв их фамилий и родилось название этого оружия: «БЕМИ». В начале Великой Отечественной войны на вооружении инженерных войск Красной Армии были усовершенствованные радиовзрыватели Ф-10, весившие 16 килограммов. Плюс комплект щелочных аккумуляторных батарей общим весом 18 килограммов (они были способны вызвать взрыв в течение двух месяцев с момента закладки заряда). Ко всему этому прилагалась взрывчатка, ее количество зависело от размеров сооружения, которое следовало уничтожить: от ста килограммов до нескольких тонн.

Но факт минирования Киева саперами Красной Армии тщательно скрывался. Зато как минировался Харьков, описал известный публицист Рой Медведев. Подробности рассказал ему лично член Политбюро ЦК ВКП(б), первый секретарь ЦК Компартии Украины Никита Хрущев, в 1941-м член Военного совета Юго-Западного фронта. В подвале здания детского сада, где располагалась резиденция Хрущева, саперы-диверсанты из группы полковника Старинова разобрали пол и выкопали колодец глубиной три метра для взрывчатки. При этом землю, которую вынимали из ямы, ссыпали в мешки и ставили на них порядковый номер, чтобы при засыпании колодца уложить слои грунта в той же последовательности -- тогда никто не сможет установить, что здесь недавно копали. В нишу под фундаментом уложили приемник радиосигнала, присыпали землей, а сверху установили две мины, которые нельзя было обезвредить. Колодец со взрывчаткой засыпали, утрамбовали и сверху навалили кучу угля, спрятав в ней одну «бутафорскую» мину для отвода глаз.

Радиомина под детским садиком, в котором разместился немецкий комендант Харькова генерал-майор Браун, взорвалась по радиосигналу, посланному из Воронежа. Но вместо погибшего коменданта появился другой, более жестокий. За этот теракт фашисты расстреляли всех пленных красноармейцев-саперов и тысячи горожан.

О том, что Киев тоже был заминирован нашими, полковник Старинов рассказал лишь незадолго до своей смерти несколько лет назад в книге «Записки диверсанта». В ней есть эпизод, где Старинов, вырвавшийся со своими саперами из окруженного Киева, докладывает члену Государственного комитета обороны СССР маршалу Шапошникову: его подразделения подготовили в столице Украины террористическую акцию «Огненный смерч» и ждут команды «на пуск».

http://fakty.ua/86844-vzorvav-krecshatik-osenyu-1941-go-sovetskie-diversanty-sprovocirovali-zhestochajshuyu-raspravu-gitlerovcev-nad-kievlyanami

Площадь Калинина – нынешний Майдан Незалежности – выглядела так после отступленяи советских войск

Площадь Калинина – нынешний Майдан Незалежности – выглядела так после отступленяи советских войск

Развалины на Крещатике

Разрушенный Крещатик

Разрушенный Крещатик
Война в Киеве /
Дом Гинзбурга
Дом Гинзбурга на Николаевской улице (ныне – Городецкого)
Взорванный Дом Гинзбурга в Киеве. 1941 год.
Взорванный "небоскреб Гинзбурга" в Киеве. 1941 год
Разрушенный дом Гинзбурга. Ограждение из подручных средств Крещатика. Вид со стороны площади Калинина ( сейчас – Майдан Незалежности).

Разрушенный Дом Гинзбурга. Ограждение из подручных средств Крещатика. Вид со стороны площади Калинина ( сейчас – Майдан Незалежности)

ТРАГЕДИЯ БАБЬЕГО ЯРА

 

Из дневника киевлянки Ирины Коршуновой:

Концлагерь на Сырце

Война в Киеве /

Война в Киеве /

Война в Киеве /

 

 «Ночью киевляне наблюдали большое кровавое зарево, которое не утихало, а неустанно разрасталось. Большевики разрушили водопровод. Пожар гасить было невозможно. В то время огонь был хозяином – он пожирал и уничтожал дом за домом. Сгорели 5 лучших кинотеатров, театр юного зрителя, театр КОВО, радиотеатр, консерватория и музыкальная школа, центральный почтамт, дом горсовета, 2 крупнейших универмага, 5 лучших ресторанов и кафе, цирк, городской ломбард, 5 крупнейших гостиниц («Континенталь», «Савой», «Гранд-отель» и др.), центральная городская железнодорожная станция (билетные кассы), дом архитектора и ученых, 2 пассажа, типография, 8-я обувная фабрика, средняя школа, свыше 100 лучших магазинов. Погибло много библиотек, интересных документов, ценных вещей. Например, в Киевской консерватории сгорел большой орган и порядка 200 роялей и пианино. Тяжело даже представить себе и подсчитать огромные размеры этого неслыханного преступления советов!», – написала 21 октября 1941 года газета «Украинское слово».

В то же время, есть свидетельства о том, что после взрывов на Крещатике немцы начали распространять слухи и официально объявили о том, что виновниками взрывов и пожаров являются евреи.

Когда Киев был вновь занят советской армией, власти объявили всесоюзный конкурс проектов реконструкции Крещатика. Руины на Крещатике, Институтской, Прорезной были разобраны в течение 1944-46 годов, а сожженные здания восстанавливались до 1953 года. Одновременно, официальная пропаганда начала широкомасштабную кампанию по поводу «взрывов и пожаров Крещатика, устроенных немецко-фашистскими захватчиками». Немцев тогда обвинили даже в подрыве мостов через Днепр.

Лицо Киева: мифы о взорванном Крещатике

https://comments.ua/life/234527-litso-kieva-mifi-vzorvannom.html