Характерно изображение Свентовита - 4-ликим богом. Который смотрит на 4 стороны Света. Здесь также есть смысловая связь со знаком свастики - которая тоже 4-сторонняя. Что-то вроде принципа формирования пространства (вспомните разлетающиеся галактики со свастичными рукавами). Получается, что бог Свентовит - это бог нашего, Явного Мира. Он как бы олицетворяет его принцип.
А Триглав - это принцип более "глубокий", т.к. касается не только нашего Мира Яви, но и Прави (мира богов) и Нави (мира теней, смерти). Интересно, насколько он связан с христ."троицей" (отец, сын, святой Дух)? Вполне возможно, что связь самая что ни на есть прямая: Отец - мир Прави, Сын - мир Яви, Дух - мир Нави.
urrus25.11.2007 22:15
Заболбало уже это вранье о Кирилле и Мефодии,даровавшем славянам азбуку.И памятник им,и праздник в честь тех,кто на Руси никогда не был,а письменность подарил разве что правосланой церкви.А этот вот написано нашей письменностью - галголицей.
-----------------------
Да,ну и вернемся к пожеланиям...
Не проблема дать карты районов,в которых в средние века жили различные проблемена западных славян:
Или вот,на немецкой карте:
Но куда важнее пояснить,чем эти племена отличались друг от друга,описать,где именно они обитали и каким богам поклонялись.
Что я и делаю...
ЗАПАДНАЯ СЛАВИЯ
Мир и боги западных славян
(Картина замечательного чеха Альфонса Мухи о славянском единстве,о духах предков и потомков...)
Некогда огромные пространства в центральной Европе занимала Западная Славия, носящая имя Матери Славы. Теперь ее нет: сразу за западными границами Польши и Чехии начинается Германия.
Куда же она исчезла? Вожди крестоносцев в 1147 году провозгласили три «священных» похода: в Иерусалим, на Испанию и против славян. Рассказ о первых двух из них далек от темы нашей книги. Расскажем лишь о третьем, известном как «Движение на Восток» (или, точнее, - натиске на Восток: «Дранг нах Остен»). Первые удары по Славии были отражены народом бодричей во главе с князем Никлотом.
--------------------
Тут вставка о памятнике князю Никлоту,не все ж германские монументы показывать их палачам славянского народа.
Вот Никлот:
А стоит этот памятник к Шверинском замке,вон там,в нише, видите?
К сожалению, постепенно Тевтонский военно-монашеский орден, где подкупом, где силой, оттеснил местное население дальше к востоку, а их земли были отданы немецким поселенцам.
Однако освободительная борьба продолжалась еще очень долго — вплоть до начала XVIII века. Чем же интересна для нас Западная Славия? Тем, что здесь находились святые места для всего славяно-русского мира. Главное из них — это храм Святовита в Арконе, на острове Руен (в русских былинах и легендах это место называется островом Буяном). Кроме того, главные боги у нас были едиными, некоторые, правда, назывались другими именами. Были у западных славян и собственные божества. Между Одрой и Лабой, по берегам Балтики стояли храмы, в которых поклонялись Перуну, Велесу, Сварогу, Ладе, Живе, о которых мы в храм.
Гельмольд вспоминал: «Здесь среди очень старых деревьев мы увидели священные дубы, посвященные богу этой земли Прове. Они находились в особом дворике, окруженном мастерски сделанной оградой, в которой было двое ворот. Всюду здесь стояли святыни и идолы, потому что это место являлось главной святыней всей этой страны. Тут был жрец, и производились различные виды жертвоприношений. Сюда каждый вторник на суд собирался весь народ, вместе с князем и жрецом. Во дворик разрешалось входить лишь жрецу.., а также тем, жизни которых угрожала опасность...» Вот имена лишь некоторых местных народов.
И Мекленбурге и в Альтенбурге - Мехлине и Старгороде, еще можно увидеть руины славянских храмов - не все они,как оказывается,были деревянными
"Бург Мекленбург - это тавтология,если по-русски "городише Мехлина"
На побережье Балтийского моря жили бодричи. Столицей их земель был город Мехлин (ныне немецкий город Мекленбург). Рядом с ними обитали руяне. Восточнее бодричей расположились поморяне и пруссы, а западнее — полабы со столицей Ранибором (сейчас Ратцебург) и вагры, чей главный город Старгород, ныне переименован в Ольденбург, что означает то же самое — «Старый город». В устье реки Одры (немцы ее называют Одером) стоял большой торговый город венедов — Волин. По соседству — полабы. Полосой на юг, между реками Одрой и Лабой (по-немецки — Эльба), расселились племена дощан, любушан, виленов и стодорян. По берегам реки Пены и ее притока Долницы пахали землю доленчане, ратари, хижане и черезпняне, которых за беспримерную храбрость в бою прозвали лютичами, а враги считали их волотами — великанами. Еще южнее располагались глиняне и варны.
Мы, как правило, не помним об этой части нашей общеславянской истории. Кто знает, например, что известный, в основном по сказкам Пушкина, остров Буян — это остров Руен, куда спешили со всех концов обширнейшей Славии, чтобы преклонить колени перед Святовитом? А ведь Аркона, где находился храм Святовита, была столь же почитаемым местом у наших предков, как у христиан и иудеев — Святая Земля, Палестина, у мусульман — Мекка и Медина. У нас сейчас иная вера, но знать обычаи прадедов мы обязаны. Напомним известную истину: «Без прошлого нет будущего».
САМА СВЯТОСТЬ
Святовит
Западные славяне называли Святовитом (правильнее — Свентовитом) нашего Сварога, Деда Богов. Русский исследователь фольклора Александр Афанасьев в книге «Древо жизни» писал: «...основа же имени (свят — свет) указывает в Святовите божество, тождественное Сварогу: это только прозвания одного и того же высочайшего существа».
Действительно, от имени происходит само название святости, всего святого, святых праведников (то есть людей, следующих по пути Прави) и божественного света, проливающегося на землю. Кроме того, любой праздник на многих славянских языках называется свято Словом, до наших дней Святовит, хотя его храм в Арконе на острове Руен уничтожен датчанами 15 июня 1168 года, представляет самую суть духовной жизни славяно-русов. Когда-то этот храм был одним из самых святых мест Европы, чудом света, не меньшим, чем храм Зевса в Олимпии. И потому возбуждал у соседей зависть и ненависть.
Датский хронист Саксон Грамматик (1140 — 1208) оставил для нас описание храма Святовита: "...на площади в центре города стоит мастерски изготовленный деревянный храм. Его почитают не только за красоту, но и за величие бога, которому здесь воздвигнут кумир».
Изваяние Святовита представляло собой могучую фигуру с четырьмя головами. Каждый лик, смотрящий в определенную сторону света, имел короткие волосы,подстриженные в круг,в правой руке бог держал окованный металлом культовый рог с медом. Левой упирался в бок. Одежда достигала колен, а ступнями он стоял вровень с людьми — на земле. Это изображение было прикрыто багряной завесой. На стенах храма, среди рогов оленей, лосей и туров, висело украшенное самоцветами седло, уздечка и меч с серебренной гравированной рукоятью. Только служители бога, в белых одеяниях, могли входить в святилище, при этом они задерживали дыхание, чтобы не осквернить им Святовита. Они же содержали белых коней бога, на которых тот выезжал по ночам, чтобы сокрушить врагов славян. 300 всадников в красных одеждах сторожили обитель бога.
Существовало несколько способов гадания служителями Святовита о грядущем. Одни из них — с помощью священного белого коня бога. Перед входом в храм втыкали в землю три ряда скрещенных копий. Через них проводили коня. Если он начинал движение с правой ноги, то будущее обещало быть счастливым. Если с левой, то все могло сложиться плохо. И до сих пор существует поверье, что встать утром с левой ноги — плохая примета, так и говорят: «Встал не с той ноги».
Семиликий хранитель мира
Руевит
Неподалеку от Арконы, в городе Коренице, находились храмы богов руян — Руевита (или Ругевита), Поревита и Поренута. Надо сказать, что красный цвет — святой для славяно-русов. Символизируя Свет, Солнце, красоту мира и саму жизнь, он обязательно присутствовал в традиционной вышивке на одежде. По нему узнавали о национальной принадлежности человека.
Руяне одеваались только в красное и, когда выходили в море, поднимали красные паруса. Грозные скандинавские викинги, завидев на горизонте алые полотнища, старались поскорее убраться прочь, ибо не было более искусных мореплавателей и беспощадных воинов, чем руяне.
Память о святом цвете сохранилась в исконном праздничном наряде русских крестьян — алой рубахе.
Главный бог руян — Руевит —, суровый семиликий владыка неотвратимой победы. Его храм представлял собой огромную походную палатку пурпурного цвета. Она была обнесена высоким забором, входить куда имел право только волхв. Поэтому немногие удостаивались чести взглянуть на величественную статую бога, высеченную из ствола священного дуба. На мощной шее у него было семь голов, которые, сверкая очами, смотрели на все стороны света. Головы венчал единый шлем.
Если Святовит был отцом-заступником, но Руевит — воином. Ею храм в Коренице напоминал оружейный арсенал.
За пояс бога было заткнуто семь мечей, восьмой, остро заточенный, он держал перед собой в вытянутой руке. Существовало поверье: если найдется такой силач, который вырвет у Руевита его меч, то руянам придет конец. Такой силач не нашелся по сю пору. Германские рыцари поступили иначе: они отрубили руку, державшую меч, а затем утопили обезоруженного бога в море.
Священными птицами Руевита были ласточки, которые вили гнезда в его шатре. Руяне подносили им в дар красные лоскутки для строительства гнезд.
Рядом с алым шатром бога войны стоял храм бога мирного договора — Поревита.
Третий бог, Поренут, покровитель мореплавателей. У него было четыре лица, чтобы уследить за всеми четырьмя ветрами — северным, западным, южным и восточным. Пятый лик находился на груди — его глаза зорко смотрели вниз.
Радегаст
Если Руевит — могущественный хранитель мира, владыка победы, то Радегаст — бог бранной славы и войны.
Его изначальное имя — Ризводиц, что означает «ссоры», «раздоры». В этом названии заключена древняя история. Некогда воины были всего лишь охранниками племени. Они одевались в красное и жили за пределами селения. Как правило, это были юноши и молодые неженатые мужчины. Повзрослев, они могли жениться, обзавестись собственным хозяйством и, поднявшись на более высокую социальную ступень, стать земледельцами. Теперь они одевались в серые одежды и жили внутри огороженного поселка. Их покой и труд защищали другие. Когда голову хозяина убеляли седины, он переходил в разряд старейшин, которые составляли совет племени (по-славянски — Раду). До сих пор парламент Украины называется Высшей Радой. Таков был древний порядок — Ряда. Отличительным цветом старцев был белый.
Однажды кто-то из «красных» юношей не захотел становиться землепашцем, а, превратившись в профессионального воина, остался жить на границе племени.
Этот поступок означал, что появился первый вождь «пограничников». Затем он, решив изменить существующий порядок, вошел в совет старейшин, то есть стал сначала «гостем Совета», а потом и его главой Возразить ему не смогли: за спиной вождя стояли преданные ему воины. Красный цвет стал символом власти, «белые» - старейшины и волхвы,отошли на второй план, серые крестьяне опустились в самый низ социальной лестницы.
Бывший чинитель раздоров Ризводиц превратился в князя, а затем и бога воинов Радегаста. Его имя дало название целому народу редарей (или ратарей- ратник от рать,воинов). В его честь был со-оружен храм. Летописцы описали это строение: «Стены его извне украшены чудесной резьбой, представляющей образы богов и богинь. Внутри же стоят рукотворные боги, одетые в шлемы и панцири; на каждом вырезано его имя. Главный из них Сварожич». Позже в священном граде Ретра был построен другой храм Радегаста. Сам город располагался на девяти островах посреди озера, окруженного лесом. С берега и между островами были проложены мосты с воротами, открытыми для всех желающих.
Ограничения были установлены лишь для самого северного из островов — Рыбачьего, где находился храм Радегаста. Внутри храма стояла статуя бога войны — молодого мужчины, вооруженного с головы до ног, с боевой секирой, в шлеме, который венчал символ славы — орел с распростертыми крыльями. На щите бога был изображен бык — знак отваги.
И, хотя Ретра была разрушена, до сих пор продолжаются споры ученых о ее местонахождении. Имя Радегаста осталось в названии многих европейских городов. Это немецкие Радеформвальд, вблизи Дюссельдорфа и Радебойль у Дрездена; Радвилишкис в Литве; польские Радом и Радомско; Радомышль в Житомирской области, на Украине; Радовиш в Югославии; Радомир в Болгарии; Радогоща около Санкт-Петербурга и Радонеж в Подмосковье.справедливость, честь.
ВИХОРЬ И ПОГОДА
Прове, Яровит и другие боги
Как ни странно, больше всего о богах Западной Славии мы узнали от наших врагов, католических миссионеров, уничтожавших древние славянские храмы. Гельмольд, например, записал, что «...первыми и главными богами были Прове, бог правосудия Старгородской земли, Жива, богиня полабов, и Радегаст, бог земли бодричей». Германский маркграф Герман, выступивший против князя вагров Желибора, видел в Старгороде медную статую Прове. Бог был вознесен на столб и держал в одной руке драгоценный камень — символ невинности, а в другой — пику с флажком. Голову Прове украшал венок, а сапоги — звоночки. В немецкой летописи описывается лесное святилище Прове: деревянное изображение бога стояло на высоком дубе. Вокруг святого дерева полукругом стояли статуи двух- и трехликих божеств. О том, почему славянские боги были многоликими, мы расскажем позже.
Сейчас же надо сказать, что Прове был проверяющим от мира богов, следил за тем, как соблюдается людьми закон Прави. Он был богом правосудия и справедливости. Сбившихся на кривую тропу Нави карали сурово.
В спорных случаях давали испытуемому раскаленный щит — правый выдержит боль. Виновный терпеть не станет, понадеется на своих черных заступников.
Молодые — яростные — воины считали своим небесным предводителем Яровита. Римляне ошибочно сравнивали этого славянского бога со своим Марсом. Яровит не был безжалостным убийцей, он небесный воин, сражающийся за жизнь ради чести. От его лица верховный жрец говорил молодым воинам, дававшим клятву сражаться за свой народ: «Я бог твой, я тот, кто одевает поля муравой и леса листьями; в моей власти плоды нив и деревьев, приплод стад и все, что служит на пользу человеку. Все это дарую я чтущим меня и отнимаю у тех, кто отвращается от меня».
Среди других славянских богов стоит вспомнить Посвиста (иначе — Вихорь) и Догоду (или Погоду). Первый, как понятно уже из его имени, повелевал бурями и непогодой. Его изображали в развевающемся плаще, с всклокоченными волосами и бородой. Из его волшебной бороды, как из тучи, шел проливной дождь, а от дыхания распространялись густые туманы. Встряхнет Вихорь кудлатой головой — град выпадет. Взмахнет плащом — ураган поднимется, а из складок одежды снег посыплется. А вот его брат, Догода, любил ясную, тихую погоду. Его изображали писаным красавцем: румяным юношей с длинными русыми волосами, в серебристо-голубой, позолоченной по краям одежде, в венке из голубых васильков. Говорят, что в его честь также возводились храмы, но никаких жертв, кроме веселых танцев и приятных на слух песен, Догода не принимал.
Древние русы - руяне,были отличными мореплавателями.Одной из богинь была Рана - владычица морских глубин.Немцы пристроили ее себе,переначив в - Ran. Вот три попытки изобразить эту богиню:
Попытки эти,прямо скажем весьма жалкие.Немцы запомнили,что существовал некий ежегодный ритуал (они не запомнили,в чем он заключался),когда от одного отсрова кдругому ездили жрецы Раны и совершали этот ритуал.
Известно только,что руяне верили.что Рана забирает к себе всех утонувших моряков,а Аркона, после разграбления ушла именно в царство Раны.Вот где тут ее и следует искать:
И в заключение несколько фотографий людей в красных,руянских,одеяниях:
Всё написанное отнюдь не исчерпывает тему.Наоборот,я стою в нерешительности перед этой бездной - рассказом о западных салвянах.Боюсь,что систематический рассказ о длительности истории этих народов (собственно,учеьник истории западных славян) окажется скучным для читателей и они утратят интерес к теме.
По материалам NoNaMe