«Иерархическое сознание русское - мы стадо, нам нужен пастырь, и до сих пор, к сожалению, так. Никак не можем сами собой управить».
академик Александр Панченко .
Юрий Юлианович Шевчук (16 мая 1957 Ягодное, Магаданская область, РСФСР) — советский и российский музыкант, поэт, композитор, художник и продюсер, основатель, лидер и единственный бессменный участник группы ДДТ. Создатель и руководитель ТОО «Театр ДДТ». Народный артист Республики Башкортостан (2005).
Свои ранние песни Шевчук писал под влиянием отечественных бардов, в первую очередь Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы и Александра Галича, а также русских поэтов Серебряного века — Осипа Мандельштама, Сергея Есенина и других. Шевчук продолжал развивать тематику песен Высоцкого, за что его до сих пор нередко сравнивают с великим бардом. Основной тематикой творчества Шевчука является гражданственно-патриотическая лирика, а также социальная сатира и протест (преимущественно ранний период).
Ю.Шевчук: « Сказано в древней хронике, здесь, на реке Волхов в лето от сотворения мира 6367 и от Рождества Христова 859 уже стоял град Великий Новгород. На этих берегах народовластие жило и процветало долгие 6 столетий, пока Московские князья с ним не покончили.
Алексей Автономов (правовед):
«Сказать, что русским чужда демократия, ну у нас Новгородская республика во многом была, может, даже более демократичная, чем скажем Венецианская, которая во много раз была более олигархичная. Скажем, Псковская, она даже, может,- ещё более демократичная, чем Новгородская, там, просто, боярство не было столь мощным. Не было такого крупного землевладения, как это получилось в Новгороде к моменту его падения».
Свобода по-русски 1 серия
Свобода по-русски 2 серия
Свобода по-русски 3 серия
Свобода по-русски 4 серия
Свобода по-русски 5 серия
Свобода по-русски 6 серия
Свобода по-русски 7 серия
Свобода по-русски 8 серия
Свобода по-русски 9 серия
Свобода по-русски 10 серия
Иван III после того, как вошел в Новгород, многие договорённости, которые были до этого достигнуты, нарушил. И, опасаясь, что в дальнейшем боярство захочет отделиться (действительно, это могло быть), он решил всячески искоренить все возможные пути для отступления в дальнейшем. Поэтому, он начал жесточайшую резню, и колокол был вывезен Вечевой, и, более того, язык этому колоколу вырвали, как символу новгородской независимости. Но здесь, в любом случае, было ясно - присоединение к Московскому государству, естественно, не могло сохранить Вечевые обычаи.
Здесь наши корни: г.Рейкьявик. Исландия.
Варяжский князь Рюрик в IX веке со своей дружиной пришёл в Хольмгард, так варяги называли Великий Новгород. Рюрик стоит здесь среди других русских монархов, здесь - на памятнике тысячелетия России художника Михаила Микешина.
«Мы находимся на полях Тинга, древнего народного собрания. Начало ему было положено в Х веке, в 930 году. Здесь исландцы решали свои насущные проблемы на протяжении 800 лет до 1798 года. Исландия была заселена в IX веке, когда скандинавские викинги наводили ужас на всю Европу. Главное место на этом поле – «Скала закона». Отсюда избранным народом законоговоритель оглашал законы. Он был обязан хранить в памяти древние установления. Писаных законов ещё не было.
Сигурдур Линдал (историк):
Народ следовал обычаям предков. Первый закон был записан только в XII веке. Указ жизни определяла кровная месть. За убитого родича полагалось отомстить. В Исландии не было верховной власти. Ни князя, ни короля. Тинг устанавливал рамки закона, но он не мог силой заставить людей соблюдать законы. И всё же ясно обозначенные правила обуздывают насилие в обществе. Чтобы избежать убийства и кровопролития, «Тинг» часто улаживал раздоры, назначая «Вилу», то есть выплату компенсации. Закон детально определяет размер компенсации. Какую цену назначить в зависимости от социального положения.
Это было государство без центрального правительства, без исполнительной власти».
Для самодержавной Москвы, Новгородская вольница была «бельмом на глазу», очагом смуты и анархии. Владения Новгородской республики простирались от Балтики до Урала. Многими своими правами и выгодами господин Великий Новгород был обязан Ярославу Мудрому, это по его грамоте горожане сами выбирали себе правителей.
Ярослав Владимирович (или Ярослав Мудрый; ок. 978[1] — 19 или 20 февраля 1054, Вышгород) — Ростовский князь (987—1010), Новгородский князь (1010—1034), великий князь Киевский (1016—1018, 1019—1054).
Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы; в крещении получил имя Георгий (или Юрий — более поздняя форма имени Георгий, широко распространённая в древнерусском языке, в XI—XII веках оно имело вид Гюрьги). Вошедшая в историю работа князя — «Русская правда», ставшая первым сводом законов на Руси.
При Ярославе законы впервые были записаны на славянском языке – «Русская правда», за 101 год до того, как их записали исландцы. За убийство положено было выплачивать виру - это 40 гривен, цена такая же как, у викингов - это пуд (16 кг) серебра, это очень дорого по тогдашнему времени, ведь промышленной добычи драгоценных металлов ещё не было. В «Правде» Ярослава сказано было, что при всякой тяжбе истей и ответчик, должны были предстать перед 12 уважаемыми гражданами, то есть присяжными, которые клялись судить по совести. Так велись суд и расправа на всём севере Европы - в Англии, Скандинавии и у нас, на Руси. Звонил над Волховом Вечевой колокол созыва новгородцев на сходку. Рядом с палатами князя, на Ярославовом дворище шумело народное собрание – вече. «Вече» - от слова «вещать», «говорить». «Парламент» означает то же самое, от французского «парле» - говорить. Вече всё и решало: быть войне или миру, торговать с немцами или погодить. Вече выбирало городского главу – посадника. Князя приглашали, а если не понравился, прогоняли: «Ступай прочь, ты нам не люб». Большинство определялось голосами, кто кого перекричит, доходило и до драки, побеждённых сбрасывали в реку с моста. И, выходит, что наш вечевой парламент - ровесник «альтинга», а он в Европе - один из самых древних.
Владимир Плигин (депутат ГД): «Почти во всех странах мира, не очень любят парламенты».
Олег Еремеев (депутат ГД): «Дума находится, по моему личному убеждению, в неком подчинённом положении».
Геннадий Кулик (депутат ГД): «Я понимаю так, что правительство - это нанятые люди для реализации политики, которую вырабатывает Государственная Дума, Президент и другие органы. Вот этот принцип, к сожалению, не реализовывается».
Михаил Рокицкий (депутат ГД): «Мнение Президента, оно, конечно, главенствует, тут спорить не приходится. Но вы знаете, это, наверное, российская традиция: глава государства - царь-батюшка, он знает всё лучше нас».
Геннадий Гудков (депутат ГД): «От нас исполнительная власть никак не зависит. Им ни тепло, ни холодно, есть Дума, нет Думы, они - сами по себе. У них есть работодатель – Президент, и всё… А Государственная Дума - это некий механизм, с которым, наверное, лучше общаться, дружить, может, не ссориться, а то шуму будет много».
«Все государства, живущие хорошо, имеют сильный парламент. Они боролись за этот сильный парламент, они отстаивали этот сильный парламент, они доверяли этому сильному парламенту. Вот, если мы хотим жить хорошо, если мы хотим стать цивилизованной страной, если мы хотим стать великим государством, нам просто необходим сильный парламент, без этого мы таким государством никогда не будем».
Франц Брайтенмозер (мэр г.Аппенцель): «Мы находимся на площади народного собрания кантона Аппенцель Иннерроден. Каждый год в последнее воскресенье апреля здесь собирается земельная община, сюда приходят мужчины и женщины, имеющие право голоса. Они избирают правительство, суд; голосуют по поводу законов или изменений в конституции. В этом собрании принимают участие до двух с половиной тысяч человек. Первая община с народным собранием образовалась примерно в XIV веке. Мы сохранили этот старинный обычай в нашем кантоне, потому, что он даёт успешные результаты.
Народные собрания - это пример долговечной формы прямой демократии. Правительство кантона каждый год отчитывается перед собранием, и каждый год проводятся новые выборы. Любой политический пост человек может занимать не больше года. В нашем кантоне Аппенцель Иннерроден живут 15 000 человек, на собрании каждый житель голосует поднятием руки, приходится, конечно, внимательно считать голоса. В этом году проводились очередные выборы в правительство кантона. Старое правительство уходило в отставку.
Вновь избранный глава кантона торжественно клянётся стоять на страже закона и не брать взяток, в свою очередь, дают клятву избиратели, они клянутся уважать закон и поддерживать избранную ими власть. Каждый житель может выступить с инициативой об изменении конституции или любого закона. Любые заявления земельные правительства обязаны рассмотреть. На площади все - равны, у каждого один голос, богатый вы или бедный на площади не играет никакой роли.
А вот, что творилось у нас на Руси в XVI веке.
Но свет затмился в глазах у новгородцев, когда пришёл со своим опричным войском Иван IV - Грозный. По пути он разграбил и сжёг Клин, Тверь, Торжок, Вышний Волочёк - старые вечевые города, где народ ещё чувствовал себя хозяином. На второй день января 1570 года московская рать заняла Великий Новгород. Город отдан был на «поток и разграбление». Каждый день к царю на суд водили сотни новгородцев. А царь приговаривал, кого вешать, кого жечь, кого топить в реке. В проруби бросали целые семейства с малыми детьми, кто выплывал, того рубили опричники.
Сам царь ездил по улицам, смотрел, как разоряют церкви, как убивают, насилуют, грабят. Полтора месяца длилась расправа. После ухода москвичей только у церкви Рождества Христова осталось лежать 10 000 трупов, неотпетых и непохороненных. Ни одно иноземное нашествие не оставило на русской земле такого глубокого и кровавого следа. Отныне не будет в Московском царстве звучать голос народа.
Монгольские орды не дошли до Новгорода, конница их утонула в снегах, но новгородцы откупались данью. Два столетия на нашей земле соседствовали две Руси: азиатская со столицей в Москве и европейская со столицей в Великом Новгороде. Москва победила, мы выбрали свой путь».
Из фильма Юрия Шевчука в проекте Андрея Смирнова «Свобода по-русски»